Ката

Главная \ Ката

ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ КАТА

Ката, в переводе с японского "форма" или "образ", - представляют собой технические комплексы приемов традиционного каратэ-до. Причем ката в первозданном виде почти не осталось. Многие из них были модифицированы известными мастерами, некоторые воссозданы или придуманы заново. Однако, независимо ни от чего, все мастера различных стилей каратэ всегда придавали и придают изучению формальных комплексов исключительное значение, поскольку в ката заложены все основные принципы боевых искусств.

Ката - это комплекс оборонительных и наступательных техник, выполняемых против одного или нескольких воображаемых противников в строго установленной последовательности. Ката соединяет различные техники, которые были созданы мастерами для того, чтобы мы могли пользоваться и после их смерти их личным опытом, техникой, менталитетом, серьезно занимаясь этим искусством. Победить воображаемого противника в ката означает одержать победу над самим собой. Если изучающий каратэ-до не научиться побеждать самого себя, то он не сможет закалить дух — вот в чем ценность ката. 
Изучение ката очень полезно в плане чистоты техники. Изучение и отработка ката — это один из лучших способов улучшения телесных функций (силы, быстроты, концентрации сознания). Начинается ката всегда с приветствия, после которого каратист встает в позицию "йой" (позиция готовности). Затем он начинает исполнять последовательность технических элементов: защиты, атаки, прыжки, удары и их комбинации. В моменты наивысшей концентрации каратист подчеркивает свои действия "киай". Затем этот воображаемый бой останавливается, и каратист возвращается в позицию "йой". 

Каждая ката, как правило, начинается с защитного действия. Этим подчеркивается миролюбивый характер каратэ, основывающийся не на агрессии, а на умении владеть собой. Все ката основаны на главных принципах каратэ-до: чередование мягкого и жесткого, быстрого и медленного, расслабления и концентрации. Залогом успешного выполнения ката служат четкий ритм, чувство дистанции, чувство времени, правильное дыхание. Все движения должны выполняться в точном соответствии с каноном. Схемы ката предполагают передвижения по определенной схеме. Заканчивается ката, как правило, в том же месте, что и начиналась.

Полное владение ката - характеризуется той глубиной знаний и практического опыта в его овладении, которая позволяет подняться на следующую ступень мастерства, для начала изучения более высокого и сложного ката, и включает в себя такие требования, как:

•  Четкое и правильное выполнение всех элементов ката.
•  Контроль осанки с соблюдением правильных стоек и перемещений тела в используемом пространстве.
•  Правильное использование принципов дыхания, сжатия и расширения, напряжения и расслабления Ханми, умение опускать центр тяжести и работать Хара (местом концентрации физической мощи).
•  Постоянное сохранение Заншин (предельная концентрация на визуализированном противнике), передача боевого духа данного ката, мощный ки-ай.
•  Соблюдение правильного ритма в ката и количество времени необходимого на его исполнение.
•  Знание терминологии каждого движения используемого в ката, а также его практическое и боевое применение в бункай-ката.
•  Умение выполнять данное ката как в прямом, так и в обратном (зер­кальном) направлении ура-ката.
Только при выполнении всех вышеперечисленных требований можно переходить к изучению и практике следующего ката.

В современном Шотокане основными считается 26 ката: 

  • Тайкиоку 1-3. "Великий Предел". Предназначены для развития силы и координации. Не входят в порядковую классификацию.
  • Хэйан 1-5. "Мир и покой". Учебные ката, подготавливающие ученика к постижению более сложных ката.
  • Тэкки 1-3. "Железный всадник". Ката имитирует бой в ограниченном пространстве, где нет возможности для маневра, в лодке, в комнате, на краю обрыва. Во всех трех вариантах используется только стойка всадника и отражение атак спереди и сбоку по принципу - стена сзади, имитируя сбивание захватов при борьбе в латах, удары на близком расстоянии и технику низких ударов ногами. 
  • Бассай-Дай . "Преодоление преграды" или "Взятие крепости". Традиционная ката во многих стилях и школах. Имеется множество интерпретаций. Мощная и динамичная ката с постоянной, быстрой сменой рук в блоках и ударах, подобно действиям при осаде замка.
  • Бассай-Шо . Малая форма. Практикуется только в Шотокан каратэ-до.
  • Канку-Дай . "Созерцание небес", "Взгляд в небо". Считается, что в этой ката зашифрована вся основная техника Шотокан каратэ-до.
  • Канку-Шо . Малая форма. Практикуется только в Шотокан каратэ-до.
  • Эмпи. "Полет ласточки". Техника в ката значительно изменилась к нашему времени. Но остался темп смены уровня центра тяжести, и движения бедра, и исполнения техники подобно порханию ласточки вверх и вниз.
  • Сочин. "Великое умиротворение" или "непоколебимость". 
  • Мэйке . "Созерцание в зеркале". Прежнее название Рохай - "Прогулка белого журавля". 
  • Джион . Ката китайского происхождения. 
  • Джиттэ . "Десять рук". Характерна техника боя против нескольких противников, быстрые смены позиций и направлений действий
  • Хэнгэтсу . "Полумесяц". Единственная энергетическая ката в Шотокан каратэ-до. 
  • Ганкаку . "Журавль на утесе". Одна из старейших ката в каратэ-до.
  • Чинтэ . "Редкая рука". Сэнсэй Каназава относит ее к ката защитных действий. Происходит из Китая.
  • Нидзюшихо . "24 шага". Это очень мощное, силовое ката. В технике превалируют удары локтями. 
  • Ванкан . "Королевская корона", "Шум сосен". Самая короткая ката в Шотокан каратэ-до.
  • Унсу . "Облачная рука" или "Руки, раздвигающие облака". Самая древняя форма.
  • Годзюшихо - (дай и шо)."54 шага". 

Одна-две ката - вот единственное, что нужно человеку, если только исполнять их четко и с условием, что они станут "твоими". Тогда прочие ката будут служить лишь для расширения познания и для сравнения. Как бы ни был богат и обширен ваш опыт в области формальных упражнений, он бесполезен без должной глубины. Сколько бы человек ни выучил ката, но если тренировка в них недостаточна, они едва ли пригодятся.